Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный № 30067 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования.
Первый заместитель Министра
|
Н.В. Третьяк
|
Приложение Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1015) I. Общие положения 1. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в
том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. 2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных
организаций со специальными наименованиями "кадетская школа”, "кадетский
(морской кадетский) корпус”и "казачий кадетский корпус”, и реализующих основные
общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные
программы), в том числе адаптированные основные образовательные программы,
включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательные организации). II. Организация и осуществление образовательной деятельности 3. Общее образование может быть получено в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме
семейного образования и самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по
конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка*(1). При выборе родителями (законными представителями) детей
формы получения общего образования в форме семейного образования родители
(законные представители) информируют об этом выборе орган местного
самоуправления муниципального района или городского округа, на территории
которых они проживают*(2). Обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации в образовательных организациях*(3). 4. Формы обучения по общеобразовательным программам
определяются соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”*(4). Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения*(5). 5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным
учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной
организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
учащегося. 6. Сроки получения начального общего, основного общего и
среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными
образовательными стандартами общего образования*(6). 7. Содержание начального общего, основного общего и среднего
общего образования определяется образовательными программами начального общего,
основного общего и среднего общего образования. 8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и
результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами. 9. Общеобразовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательные организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным
программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ*(7). 10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные
компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее
- учащиеся). Учебный план общеобразовательной программы определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации. 11. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение*(8). 12. Общеобразовательные программы реализуются
образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм
их реализации*(9). Для организации реализации общеобразовательных программ с
использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно
разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы,
обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также
определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть
образовательной программы определенных уровня, вида и направленности),
реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных
программ. 13. При реализации общеобразовательных программ
образовательной организацией может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов,
использовании соответствующих образовательных технологий*(10). 14. В образовательных организациях образовательная
деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. В государственных и муниципальных образовательных
организациях, расположенных на территории республик Российской Федерации, может
вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской
Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации
не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка
Российской Федерации*(11). Общее образование может быть получено на иностранном языке в
соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством
об образовании и локальными нормативными актами образовательной
организации*(12). 15. Образовательная организация создает условия для
реализации общеобразовательных программ. В образовательной организации могут быть созданы условия для
проживания учащихся в интернате*(13). 16. Образовательная деятельность по общеобразовательным
программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам,
организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется
образовательной организацией. 17. Учебный год в образовательных организациях начинается 1
сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей
общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься
образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в
очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме
обучения - не более чем на три месяца. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся
предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются
образовательной организацией самостоятельно. 18. Наполняемость классов, за исключением классов
компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек*(14). 19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются
образовательной организацией самостоятельно*(15). 20. Освоение учащимися основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования завершается итоговой
аттестацией, которая является обязательной. Лица, осваивающие образовательную программу в форме
семейного образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе основного общего или
среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и
государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и
среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации
экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей
образовательной программе. Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся,
имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному
предмету. Ответственность за ликвидацию учащимися академической
задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей
(законных представителей). Учащиеся в образовательной организации по
общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию
по образовательным программам основного общего и среднего общего образования,
выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно
устанавливаются образовательными организациями*(16). Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на
итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим
часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования
и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об
обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому
образовательной организацией*(17). III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья 21. Содержание общего образования и условия организации
обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(18). 22. Исходя из категории учащихся с ограниченными
возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15
человек. 23. В образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются
специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными
возможностями здоровья: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в
сети "Интернет”с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением
их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую
помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и
использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему
местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося; б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании
учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом
размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения
информации; обеспечение получения информации с использованием русского
жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата: обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные
помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации,
а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до
высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 24. Для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также
социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья*(19). 25. В образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для
слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень
недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном или
школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два
отделения: 1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха. 26. В образовательной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам,
допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также
учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и
нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых учащихся является система Брайля. 27. В образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для
учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения: 1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи
тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся,
имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при
нормальном развитии речи. В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы)
учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом
уровня их речевого развития. 28. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных
основных образовательных программ основного общего образования до достижения
совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы
(группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы. 29. В образовательной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам,
допускается: совместное обучение учащихся с задержкой психического
развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; совместное обучение по образовательным программам для
учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического
спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью
(не более одного ребенка в один класс). Учащимся с расстройством аутистического спектра,
интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического
развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от
полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами
аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует
воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с
педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального
и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с
расстройством аутистического спектра на одну ставку должности
педагога-психолога. 30. Реализация адаптированных основных образовательных
программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также
интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы
принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды
выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия
или организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим
квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика
с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно. 31. В образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие
медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации,
владеющие элементарными навыками самообслуживания. 32. При организации образовательной деятельности по
адаптированной основной образовательной программе создаются условия для
лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и
коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной
штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые
6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6
учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении,
детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и
письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по
общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских
организациях*(20) Порядок регламентации и оформления отношений государственной
и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации*(21). _____________________________ *(1) Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(2) Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(3) Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(4) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № ”53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(5) Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(6) Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(7) Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(8) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(9) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(10) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(11) Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(12) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(13) Часть 7 статьи 66 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(14) Пункт 10.1 Санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
"Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10”,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрированы Министерством
юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный
№ 19993), с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г.
№ 85 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15
декабря 2011 г., регистрационный № 22637) *(15) Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(16) Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(17) Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(18) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(19) Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) *(20) Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”(Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013,
№ 19, ст. 2326)
*(21) Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”(Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013,
№ 19, ст. 2326) |